8(926) 680-62-03
Посмотреть адрес
Записаться на занятие
Главная » Статьи » Об Айки-дзюцу...

Об Айки-дзюцу...

Об Айки-дзюцу...

Статья от Сергея Ли (Shade).

Рыская на просторах Интернета в поисках новой информации, ради интереса решил выяснить, а что же пишут о Айки-дзюцу в Рунете. Обнаруженное повергло меня в тихий ужас, перемежаемый приступами гомерического хохота и подвигло меня на написание сего опуса.
Итак, что же пишут в Рунете на тему Айки-дзюцу:

Ну если пытаться сказать коротко, что такое айки-дзюцу, то получится может не очень интересно: это помесь джиу-джитсу и айкидо (не хочу обидеть никого из приверженцев любого из трех вышеперечисленных искусств ). А если припомнить, что айкидо вышло в общем-то из того-же джиу-джитсу, то это еще больше запутает картину в семействе Школ дзю-дзюцу выделяется две, которые и дают направление айки-дзюцу. Это Школа Дайто-рю и другая - Катори-синто-рю.
(моем кости патриарха) Уесиба действительно был учеником Такеды, причём вполне заурядным, - достиг в Школе лишь 3 категории, которая от первой отличается как земля и воздух...
...ну и далее по ходу истории...

И так далее и тому подобное.

Масла в огонь подливает еще и то, что сами Айки-дзюцовцы не особо стремятся как-то популяризировать свой стиль, распространять его, делая упор не на качество, а на количество. Узнаешь только, что в Москве занимается народ тихо - мирно, новеньких особо не берут, нигде так особо широко себя не рекламируют. В Уфе народ тренируется, даже на межстилевых соревнованиях бьются, но опять же особо в Интернете не светятся.
Причина – куда распространять, самим бы научиться.
Чем и пользуются многие недобросовестные товарищи, выдающие смесь из Айкидо с каратэ и пр. за Дайто-рю Айки-дзюцу. А они пиариться умеют. Ну да бог им судья.
Итак, откуда можно взять информацию о Дайто-рю Айки-дзюцу?
Наиболее известный источник – Тосисиро Обата автор книги «Айки-дзюцу – боевое искусство самураев». В общем-то, разумный труд, достаточно внятно описывающий откуда пошло боевое искусство Дайто-рю Айки-дзюцу. Найти его в сети особого труда не представляет. Единственное, что приводит в смущение, так это то, что Тосисиро Обата сам никакого отношения к Айки-дзюцу не имеет – это раз. Во-вторых, если судить по его книге, то Айки-дзюцу – стиль давно почивший в бозе, что явно не так. Наследников у Такеды Сокаку хватало и хватает. Кроме того, есть еще несколько ветвей Дайто-рю Айки-дзюцу, в том числе и ветвь идущая от его современника и одной из легенд Дзюдо Сиро Сайго известного, как Сугата Сансиро. Причиной такого поведения Обаты возможно является чисто экономическая потребность раскрутить свое собственное направление, что тоже достойно уважения.
Итак, вкратце история стиля Дайто-рю Айки-дзюцу.
По преданию основоположником стиля являлся Минамото но Есимицу в период расцвета клана Минамомто примерно в начале 11 века. Старший сын Есимицу, есикие в дальнейшем основал свой клан, получивший название Кай-Гэндзи Такеда. В дальнейшем искусство Айки-дзюцу развивалось внутри этого клана, что вовсе не исключает наличия побочных и самостоятельных ветвей. В дальнейшем после поражения в войне в 1582г. и отхода клана Такеда на второстепенные роли, искусство было передано в клан Айдзу через Такеду Куницугу. Следует отметить, что в самом клане Такеда искусство Айки-дзюцу никуда не делось, просто Такеда Куницугу, который перешел в клан Айдзу был официальным его носителем, то есть получил право его представлять. В самом же клане Такеда искусство продолжало передаваться от отца к сыну. Поэтому официальная история Дайто-рю Айки-дзюцу продолжалась в клане Айдзу.
Клан Айдзу в свою очередь в 1868 году потерпел поражение в бою с императорскими войсками (кто смотрел последнего самурая имеет некоторое представление о балансе сил) в итоге в живых остался очередной и последний в клане Айдзу полномочный представитель стиля Сайго Таномо. С этого момента начинается современная история стиля.
Таномо Сайго очевидно планировал передать стиль своему приемному сыну Сайго Сиро, однако не сложилось – Сайго Сиро подружился с Дзигоро Кано и решил в дальнейшем популяризировать и продвигать в массы не архаичное и никому в тот момент ненужное Айки-дзюцу, а современное и динамично развивающееся Дзюдо. Таномо Сайго оказался тем самым в критической ситуации – стиль оказался на грани забвения. Поэтому его взгляд обратился на одного из представителей клана Такеда, который благополучно дожил до двадцатого века Такеда Сокаку. Такеда Сокаку к тому времени имел хороший стаж занятий кэн-дзюцу в школе Оно-Ха-Итто-рю, где и получил мэнке кайдэн, изучал бо-дзюцу у своего отца. Тосисиро Обата указывает, что он с детства изучал дзю-дзюцу у своего деда Соэмона Такеда. Вопрос, который задают в таком случае в Дайтокане – одной из современных штаб-квартир Дайто-рю Айки-дзюцу – какое именно дзю-дзюцу он у него изучал? Естественно, что все тоже айки-дзюцу, которое никуда из семьи Такеда не исчезло, а спокойно передавалось от отца к сыну.
Далее Таномо Сайго за шесть(!) месяцев передал Такеде Сокаку все свои знания и сделал его своим наследником в плане развития стиля Дайто-рю Айки-дзюцу.
Сами понимаете, что за 6 месяцев даже очень одаренному ученику много не передашь. Передача была возможна только в том случае, если этот ученик уже владеет этим стилем. Тогда можно передать ключевые секретные техники и довести уже имеющийся базис до мастерского уровня, чем Таномо Сайго судя по всему и занимался с Такеда Сокаку.
Такеда Сокаку в свою очередь путем проведения многочисленных семинаров для сотрудников силовых ведомств только официально обучил несколько тысяч человек. Очень уважаем он был среди сотрудников полиции, где регулярно преподавал. Кстати, по этой причине полиция часто закрывала глаза на мелкие и не очень мелкие инциденты с его участием (драка с рабочими – один из них). Кстати, тяжелые ранения которые Такеда получил в этой драке объяснялись не сколько количеством противников (около 50) сколько их качеством. Дело в том, что большую часть криминальных элементов из которых и набирали дорожных рабочих составляли не абы кто, а бывшие самураи, которые до падения сегуната ничего, кроме как воевать не умели, а после так ничему и не научились. После окончания войны они остались не у дел, вот и подались кто куда – в том числе и в первую очередь в уголовщину.
Благодаря своему мастерству, хорошему знакомству с силовиками и не шибко легкому характеру Такеда Сокаку обожал портить отношения с представителями официальных органов следивших за развитием боевых искусств в Японии. Примером может быть история Токимуне Такеда (его сына), которого отец послал вместо себя на встречу для того, чтобы договориться о проведении очередного семинара для полицейских. На встрече присутствовал местный мастер будо с 5 даном, который узнав, что Такеда Сокаку не имеет даже кю, не говоря уже о дане, полез выяснять отношения. Такеда Токимуне – тогда еще подросток уладил конфликт с помощью парочки болевых, после чего мастер долго извинялся (но как говорят в одном анекдоте: осадок остался).
Благодаря широкому продвижению в массы искусства Дайто-рю Айки-дзюцу этот стиль оказал большое влияние на развитие многих стилей. Корейский ученик Такеда Сокаку Чой Енсоль стал основоположником Хапкидо. Кстати, если судить по видеозаписям Чой Енсоля, которые я нашел в инете, он давал Дайто-рю Айки-дзюцу в практически неизмененном виде. Судя по истории Чой Енсоль был весьма лоялен к стилю, о чем говорит его история. Во время возвращения в Корею у Чой Енсоля украли чемодан с документами, в том числе с сертификатом, дающим право преподавать Айки-дзюцу. Чой Енсоль после этого занялся … разведением свиней, хотя мог зарабатывать преподаванием БИ, которые в этот момент в Корее были очень популярны. Только случайная драка позволила Чой Енсолю вернуться к преподаванию Айки-дзюцу, но под другим наванием. Современный же вид Хапкидо, судя по всему придали уже его ученики. В Японии, кстати, факт, что у Чой Енсоля были права на преподавание Айки-дзюцу, никто не оспаривает. В то же время если я правильно понял, некоторые мастера Хапкидо сейчас открещиваются от своих японских корней.
Родственным Айки-дзюцу стилем является и известный и уважаемый сейчас стиль Хакко-рю.
Взаимоотношениям же Айки-дзюцу и Айкидо я думаю, стоит уделить отдельное время, потому как там хватает темных мест.
В настоящий момент между наследниками Такеда Сокаку идет борьба за то, кто же из них является законным наследником. О том, кто с кем выясняет отношения я считаю, писать некорректно. Кстати, в Японии сейчас живет и здравствует линия Айки-дзюцу, которая идет от Сиро Сайго, который успел таки оставить после себя учеников, несмотря на свое увлечение дзюдо.
Остается добавить только то, что все вышеизложенное было записано со слов моего сэнсея Султана Садвакасова, а он в свою очередь узнал это во время обучения в Дайтокане в период пребывания в Японии.
Продолжение следует.

С уважением, Сергей Ли (Shade)


Возврат к списку

Все права защищены © «Тай Син», 2007- 2017 | При использовании материалов данного сайта обязательно указание прямой индексируемой ссылки на shenfa.ru