ТАЙ СИН КЛУБ
/ВОСТОЧНЫХ
БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Для здоровья тела и души

Китайские боевые искусства

Тайский бокс

Японские боевые искусства

Муай тай и Муай Боран:

сходства и различия

В наш век брендов все подвержено влиянию моды. Не избежали этой участи и стили руконогомахания, человековаляния и предметокручения. Причем все идет по накатанной траектории. Сначала лидеры хит-парада и властители дум становятся предметами всеобщего поклонения. Адептам стилей и мастерам приписываются сверхчеловеческие возможности. Затем приходит время критики, развенчания мифов и вследствие этого разочарования начинается новый поиск «волшебной таблетки» для лентяев, работающей против борцов, боксеров и гопников.
Читать дальше
Сначала мы пережили бум каратэ, потом кунг фу и тэквондо, потом кикбоксинг, затем пришел черед тайского бокса. Ну и сейчас на волне стили ММА. Между этими впечатляющими монстрами был взрыв интереса к старому тайскому боксу на фоне боевиков с Тони Джаа в главной роли. С одной стороны, старый тайский бокс описывается как супержесткий и эффективный даже по сравнению с муай тай вид. С другой стороны, старые видео бойцов боран вызывает у представителей того же спортивного муай тай закономерный скепсис и недоумение. Я попытаюсь без пиетета и честно сравнить эти виды.

Итак, муай боран: в отличие от муай тай, видна прямая связь с фехтованием (краби крабонг) и множество движений, кажущиеся странными современному любителю спортивных единоборств, связаны именно с оружейной техникой и тактикой. Плюс такого подхода – универсальность приемов оружейных и безоружных. Если вам говорят, что вы изучаете муай боран, и не могут произвести четкую привязку к оружейным техникам, то вас, скорее всего, обманывают. То же самое, если тренер не в состоянии назвать стиль боран, который он преподает (боран-старый – не название стиля, это обозначение стилей, практиковавшихся до 1929 года реформы императора Рамы V).

Муай тай, в отличие от муай боран, является активно изменяющейся системой, которая легко, без сопротивления впитывает в себя техники и тактики различных видов СЕ. Стоит заметить, что есть четкое различие между тайским и европейским вариантом тактики ведения поединка. Российские спортсмены, как правило, опираются на богатую в нашей стране традицию классического бокса. А вот в Таиланде удары руками традиционно считают второстепенными, отдавая предпочтение локтям-коленям.

Преимущество муай боран перед муай тай на основании того, что там присутствуют более опасные приемы, мифическое. В муай тай может и меньшее количество технических действий, но постоянная соревновательная практика делает эти приемы сильным оружием, и те немногие практики боран, которые могут похвастать серьезными бойцовскими качествами, как правило, в прошлом были спортсменами муай тай. С другой стороны, заточенность техники муай Тай под ринг, (перчатки, высокие удары ногами без учета поверхности и погоды, неумение работать с предметами) иной раз служит спортсменам плохую службу.

Интерес представляет клинчевая техника муай боран, так как там нет боксерских перчаток, есть множество вариантов, которые в муай тай не практикуют. Также в муай боран существуют различные виды перемещений, учитывающие особенности поверхности, на которой вам предстоит драться. В муай тай они исчезли вследствие ненужности их на ринге, запрещении добивания бойца, если он поскользнулся. Отработка базовых движений чем-то напоминает отработку кихон в каратэ. Очень много повторений на воздух. Большое внимание, в отличие от муай тай, уделяется специфической разработке суставов и растяжке, что позволяет двигаться в очень необычных и низких позициях. Парная и прикладная работа осуществляется в легкой, даже немного игровой манере, что приучает бойца к тактической свободе применения приемов. Существуют различные виды спаррингов, тренирующие те или иные специфические аспекты боя, которые абсолютно неинтересны спортсменам, поэтому по большей части забыты. Сейчас муай боран по сути представлен только одним видом, муай чайя, так как он технически и функционально наиболее близок к муай тай. Остальные виды найти трудно даже в Таиланде: старые мастера умирают, а молодежи неинтересно заниматься тем, что изучается долго и не приносит денег. Раньше же в Таиланде существовала даже поговорка, отражающая индивидуальные особенности и многогранность всех этих стилей: «кулаки кората, смекалка лопбури, хороший удар из чайя и скорость тасао».

Этапы познания ушу Синъицюань

1-я стадия: Узнавание. Человек только-только узнает что-то принципиально новое (переходит на новый этап понимания чего-либо), и потому склонен понимать это "магически", т.е. брать то, что известно, и предполагать, каким это может быть в действительности, на основе того, что знает. Как правило, по большей части его предположения ошибочны, т.к. базируются на принципах знания другого порядка, которые другие по сути своей. Не секрет, что современные люди в большинстве своем физически достаточно слабы, закрепощены и ограничены телесно. Это прежде всего обусловлено оторванностью от природы и появлению множества технических устройств, «помогающих жить».
Читать дальше
Первый этап нужен прежде всего для того, чтобы ученик понял, нужно ли ему ушу, подготовился к следующим достаточно тяжелым тренировкам физически и получил определенные навыки самозащиты. Последнее обусловлено прежде всего тем, что современный уклад жизни – это уклад спешащего человека, нам нужно все здесь и сейчас, никто из нас не обучается с детства в клановой китайской семье, где изучение ушу проходило наравне с обучением чтению и письму и другими навыками, полезными в жизни. Строго говоря, это нельзя назвать синъицюань – это всего лишь подготовка тела и сознания к познанию этого стиля. Время практики 1-1,5 года.

2-я стадия: Рефлексия. Человек только-только освоил новое знание и только-только уловил его принципы. В этот период модель нового знания в его сознании еще только выкристаллизовывается и обрастает опытом и примерами, и этот момент характеризуется большим количеством инсайтов, так как весь жизненный опыт, который ранее воспринимался через старую модель знания, теперь пересматривается через новую, и это рождает новые смыслы. На этом этапе человек очень сильно цепляется за новую модель (ведь ему важно удержать и выкристаллизовать ее в сознании, чтобы она закрепилась и сохранилась), и любое знание более высокого порядка он будет сводить либо к своей обретенной модели, либо, если оно не укладывается в нее, относить к старым. В этот момент человек не то что не готов к развитию дальше, более того – оно вредно ему, поскольку может помешать процессу закрепления обретенного знания (которое еще слишком слабо, чтобы быть использованным как фундамент для дальнейшего роста) и даже спродуцировать непонимание и откат назад.

Мин – жесткий, явный этап, с этого этапа начинается познание синъицюань. Стереотип, созданный спортивным ушу, заставляет нас думать, что манера техники в синъицюань выглядит как притоптывание в сантиши с применением одиночных ударов. Это мнение создано путаницей между осознанием форм и принципов, методикой гунфа и тактикой поединка. Базовая подготовка в синъицюань не является методом ведения поединков, а закладывает и развивает основу использования техник стиля. Основные упражнения на этапе мин закладывают прочный фундамент, на котором можно построить разнообразные конструкции техник, а соответственно и тактик ведения боя с различными противниками. Во время прохождения жесткого этапа вы практикуете столбовую работу – чжуан гун (как статическую, так и динамическую) – и изучаете методы шага (бу фа). Классические формы усин и шиэрсин, базовые шаги и приемы в паре. Этап длится 1-1,5 года.

3-я стадия: Интеграция. На этом этапе "скелет" модели нового знания уже выкристаллизован и вероятность отката назад минимальна. В этот период человек обладает очень сильной эмоциональной привязкой к новой модели и в поисках новой "ткани" для "скелета" применяет модель во всех контекстах, которые ему попадаются под руку. Это самый творческий период познания, характеризуемый самым большим и быстрым развитием, но не вверх, к следующей парадигме, а в плоскости обретенной парадигмы. В этот период обществу этот человек представляется фанатиком своего знания (модели), так как все сводит к нему и объясняет через него.

Ань-мягкий. Этап текучести, этап познания внутренней работы, Ненапряжённость – это не расслабленность, ненапряжённость тела не означает неприложения силы, надо лишь не прилагать излишней грубой силы, предплечья вышли в нужные места – и всё, нужно сознательно контролировать ненапряжённость частей тела. Верх должен быть ненапряжён, а низ – «полон». На этом этапе вы начинаете знакомится с таолу стиля, различные виды парной работы, спарринг проверка выброса цзинь. 3-5 лет.

4-я стадия: Обнаружение исключений. На этом этапе человек уже не столь сильно эмоционально привязан к новой модели (можно сказать он ей "насытился"), но еще склонен многое объяснять через нее, поскольку это самая эволюционная модель из известных ему в данном контексте. В другие контексты распространять эту модель он уже не стремится, и, более того, начинает замечать свои ошибки применения и распространения этой модели. Владение моделью знания становится абсолютным, видение ее и через нее становится ясным, и периодически человек начинает обнаруживать исключения, не вписывающиеся в парадигму модели. В этот момент начинают формироваться предпосылки к поиску нового, более комплексного и более эволюционного знания следующего порядка. Человек начинает искать и, когда находит, возвращается на 1-ю стадию следующего цикла – узнавание. Хуа – изменчивый этап, этап отрицания формы. Все внешнее прячется вовнутрь, внутреннее и внешнее соединяются воедино, форма и дух – одно целое. Тренировкой духа возвращаемся к пустоте. Как писал Лао Цзы, «достигаю предельной пустотности, усердно храню покой».

Суть ушу (кунг фу)

В синъи часто говорят: удар должен исходить из сердца.
Что это означает?

Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны понять, как сами китайцы воспринимали ушу.

В Китае сложилась определенная культура боевых искусств со своими законами и правилами, литературой, поэзией и даже театром. Со своими ритуалами и подходом к обучению. Ушу превратилось в форму существования культуры. Если говоришь об ушу, приходится говорить обо всем, начиная от философии и заканчивая медициной.
Позвоните нам
Андрей Пасий, мастер
Читать дальше
В китайской философии есть термин «пустота». Пустота является величайшей созидающей силой. С одной стороны, она не содержит ничего, с другой, дает возможность возникнуть любой форме. Это изначальное состояние считается высшим состоянием души. Китайская традиция утверждает, что каждому действию предшествует и (импульс воли). Боец должен прийти в состояние абсолютного душевного покоя, дабы ощутить волевой импульс. Нет ни действия, ни замысла действия, боец просто находится в гармонии с природным ритмом – так рождается истинное движение. Так приходит наполненность, а движение становится целостным. Движется не рука или нога, движение рождается в сердце и с помощью воли проявляется в теле. Истинный удар исходит из пустоты. Пустота – начало всех вещей.

Практика синъи цюань – это практика возвращения к изначальной точке. В процессе занятий следует преодолеть путь от постижения сердца, наполненного противоречивыми желаниями и мыслями, тревогой, злобой, страхом. Отринуть все и прийти к «сердцу пустоты», которое предшествует всякой форме и мысли вообще.

Таким образом, пустое сердце не подразумевает равнодушие, как в европейской традиции. Пустое сердце означает сердце, свободное от всяких пустых желаний и подчиненное лишь истинному закону гармонии. Удар из сердца – это проявление закона гармонии во внешний мир через человека. Боец в этот момент действует не в мире приемов и технических форм., а между внутренним состоянием абсолютного покоя и внешней реальностью. Более того, такой боец, будучи вполне реальным человеком, не имеет собственной формы, так как его действия являются не более чем откликом на действия противника.

Кунг фу, гун фу, ушу - или как становятся мастерами (размышление несведующего)

Мне во время своей преподавательской деятельности множество раз приходилось сталкиваться с вопросом: «А как стать мастером в современных условиях?».

Чем больше я размышляю над характером данной работы, тем трудней она мне представляется. Качественное обучение мордобою – дело вообще сложное. А качественное обучение любому стилю ушу, объединяющее в себе элементы искусства, спорта (да-да, вы не ослышались), науки – вообще представляет исключительные трудности.
Читать дальше
Множество тренеров и спортсменов отрицают прикладную ценность ушу, кунг фу, утверждая, что учится надо в процессе спортивного спарринга. Любопытно, что при этом каждый год создаются все более новые, прикладные, уличные системы, представляющие собой всю ту же смесь бокса-борьбы плюс несколько пинков ногами. Но о парадоксах нашего времени можно написать отдельную книгу. Меньше всего я собираюсь умалять значение спарринговой работы. На ее особенностях я остановлюсь позже.

Сейчас же хочу поделится с читателями своим опытом, накопленным в ходе собственной практики. Трудность моей задачи усугубляется еще и тем, что моя будущая аудитория крайне разношерстная. Поэтому в дальнейшем приходится ориентироваться на некоего среднего ученика. Нужен ли специальный талант мордобойца, чтобы стать мастером? Мне лично кажется, что, начав заниматься не слишком поздно, при достаточном трудолюбии, настойчивости и терпении можно стать хорошим бойцом. А вот мастерство – это талант от Бога.

Наблюдение за учениками убедили меня, что талант зависит от трех факторов: скорость усвоения комбинаций, чувство тела, чувство противника.
Основное для бойца – это процесс «видения». Сначала научится «видеть» то, что находится под ударом у себя и у противника, потом комбинационное зрение и наконец – то гармоничное взаимодействие между бойцом противником, которое отличает талантливых бойцов.

Одаренные от природы бойцы проходят этот процесс года за три, остальные либо разочаровываются и уходят, либо затрачивают на это годы. Правильная тренировка под руководством хорошего инструктора, значительно ускоряет этот процесс.

С повышением силы бойца в арифметической прогрессии его комбинационное зрение должно расти в геометрической прогрессии. Начинающим нужно знать общие принципы, бойцы должны разбираться в тактике ведения боя с разными противниками, мастера – стратегию работы с группой. Знание теории здесь совершенно необходимо. Так как сохранение равновесия или достижение преимущества при жесточайшем ограничении времени зависит от того, что забито на вашу подкорку.

Наши современники стремятся знать все обо всем, что приводит к появлению отдельных личностей, коллекционирующих «все лучшее из всех систем». Причем само изучение «всего лучшего» абсолютно бессистемно. Весьма нерациональный метод! Стоит придерживаться принципа «лучше меньше, да лучше». Исследуя какую-либо форму, необходимо всю совокупность вариантов изучать динамически, в связи с будущим применением.

При выборе стиля для реализации своего защитного потенциала можно идти двумя путями:
1) выбрать самые распространенные или модные стили: бокс, кикбоксинг, рукопашный бой, бразильское джиу джитсу, муай тай, боевое самбо;
2) пойти по непроторенному пути ТКБИ.

В любом случае выбор определяется не названием, а профессионализмом тренера. Второй путь, кстати, может оказаться весьма рентабельным, так как действовать вы будете в непривычной для среднего бойца схеме. К всякого рода опровержениям рекомендую относиться критически, так как они исходят скорее от темпераментных, чем от глубоких аналитиков, и основываются на прениях в интернете. Аналитическое исследование традиционных систем показывает, что большинство суждений поверхностны и предвзяты. Анализ должен быть весьма критичным, ничего не следует принимать на веру, все проверять самому. Я предугадываю вопрос многих читателей: «Оправдывается ли такая значительная затрата времени и сил?». Исходя из своего опыта, я должен дать положительный ответ. Это углубленное знание нужно для того, чтобы развиваться в избранном направлении всегда, а не только в период драчливого юношества. Ребята, спортсмены в прошлом, тренирующиеся у меня, не раз убеждались, что в этих «замшелых» и «устаревших» системах немало возможностей для защиты и захвата инициативы.

Формальные комплескы в ТКБИ

Еще в СССР, когда ушу только начало проникать в умы и души советских людей посредством боевиков, откуда-то появилось мнение, что главное – выучить формы, и чем больше форм, тем лучше. Этому мнению весьма способствовала федерация гимнастики ушу, различные популяризаторские фильмы и статьи.

Однако, достаточно небольшое время понадобилось людям, чтобы выяснить, что изученные формы (таолу) в драке не помогают. Тогда большая часть любителей «боевого ушу» объявила: все эти китайские танцы – полное говно.
Читать дальше
Меньшая решила разобраться в данном вопросе. Те, кто решил разобраться, в свою очередь поделилось на два лагеря. Первые решили обратиться к первоисточнику – то есть к мастерам китайцам. Вторые решили сами разобраться.

Так в словаре любителей ТКБИ появилось слово юнфа (боевое применение). Лагерь самопальщиков тут же стал утверждать: «все дело в юнфа». Типа знаешь юнфа – и сразу можно смело делать формы и применять их в драке.

Вторая, более малочисленная группа подозрительно молчала, отделываясь непонятным (как казалось первой группе) словом гун.
Обиженная группа самопальщиков обзывала вторую группу эстетами, культуроведами, не имеющими понятия о боевой технике. Но тут начало обнаруживаться множество странностей. Некоторые формы с точки зрения «практического применения» ну никак не хотели расшифровываться. А стили ТКБИ в такой интерпретации значительно уступали и боксу, и самбо, и муай тай.

Тогда некоторые из стана самопальщиков стали говорить о реформировании и реанимировании китайского ушу. Мол, в нем много непонятных терминов, которые надо свести к одному понятию (интересно, как можно реформировать и реанимировать то, чего не знаешь?). А часть вообще прямо обратилась к боксу, говоря при этом, что практикуют (нужное подставить) цюань. Или же, легко расшифровывая понимания нейцзя, утверждая при этом: «опытный боксер и есть самый настоящий "внутренник", поскольку именно по нюансам точит свой удар и прислушивается к малейшим нюансам координации, и в результате может нанести его практически в любой ситуации, что бы там ни делал противник. А туча самоуверенных эстетов надевают шелковые пижамы, считают себя адептами ТКБИ» (цитата Сенчукова). Поразительное свойство обгаживать чужое, не понимая при этом его, чтобы приподнять свое.

А что же с первой группой? Те, кто столкнулся с серьезными китайскими специалистами, выяснили: основа – это изменение тела с помощью специального раздела упражнений, называемого цзибеньгун. Именно из-за цзибэньгун различия в стилях иной раз кардинальны, так как вырабатывают специфические качества, присущие именно этому конкретному стилю. Это как раз и обуславливает возникновение приемов, а не наоборот, приемы дают упражнения. Непонимание этого порождает вот такие фразы: «Сегодня, даже в так называемых "внутренних стилях" превалируют чисто внешние методы. Внимание обращают на внешнюю позу, независимо от требований ситуации, критерии правильности и оптимальности не изменяются по ситуации, понимание сути движений не дается, да и зачастую отрицается – то есть внешняя атрибутика ценится прежде, чем содержание». (цитата Сенчукова).

Именно поэтому, с точки зрения ТКБИ, разучивание комплексов из разных стилей не имеет смысла. Как не имеет смысла притягивание за уши одного стиля к другому и их унификация, если один использует вытягивание, а второй короткое взрывное усилие. Цзибеньгун приводит к тому, что китайцы называют цзыжань- жоу жуань - фансун, естественность, мягкость, расслабленность. После этого начинается изучение базовой техники на уже собранном фундаменте. И только третье (а в некоторых стилях и четвертое) место занимает практика комплексов. Причем часть из движений в комплексах относят к «взращивающим жизнь», (т. е. тоже гунфа), а часть – к технике рукопашного боя.

Довольно-таки часто для понимания усилий практике таолу предшествует практика рукопашного боя. Реализация классических вариантов путем исполнения комплексов является результатом обобщения боевого опыта предшествующих поколений мастеров. Кроме того в китайском ушу существуют стили, которые без таолу обходятся в принципе и при этом все равно остаются ушу.

Об Айки-дзюцу. Статья от Сергея Ли (Shade).

Рыская на просторах интернета в поисках новой информации, ради интереса решил выяснить, а что же пишут об айки-дзюцу в рунете. Обнаруженное повергло меня в тихий ужас, перемежаемый приступами гомерического хохота, и подвигло на написание сего опуса.

Итак, что же пишут в рунете на тему айки-дзюцу:
Ну если пытаться сказать коротко, что такое айки-дзюцу, то получиться может не очень интересно: это помесь джиу-джитсу и айкидо (не хочу обидеть никого из приверженцев любого из трех вышеперечисленных искусств).
Читать дальше
А если припомнить, что айкидо вышло в общем-то из того-же джиу-джитсу, то это еще больше запутает картину. В семействе школ дзю-дзюцу выделяется две, которые и дают направление айки-дзюцу. Это школа дайто-рю и другая - катори-синто-рю. Уесиба действительно был учеником Такеды, причём вполне заурядным, – достиг в школе лишь 3 категории, которая от первой отличается, как земля и воздух...

Масла в огонь подливает еще и то, что сами айки-дзюцовцы не особо стремятся как-то популяризировать свой стиль, распространять его, делая упор не на качество, а на количество. Узнаешь только, что в Москве занимается народ тихо-мирно, новеньких особо не берут, нигде так особо широко себя не рекламируют. В Уфе народ тренируется, даже на межстилевых соревнованиях бьются, но опять же особо в интернете не светятся.

Причина – куда распространять, самим бы научиться. Чем и пользуются многие недобросовестные товарищи, выдающие смесь из айкидо с каратэ и пр. за дайто-рю айки-дзюцу. А они пиариться умеют. Ну да бог им судья.

Итак, откуда можно взять информацию о дайто-рю айки-дзюцу?
Наиболее известный источник – Тосисиро Обата, автор книги «Айки-дзюцу – боевое искусство самураев». В общем-то, разумный труд, достаточно внятно описывающий, откуда пошло боевое искусство дайто-рю айки-дзюцу. Найти его в сети особого труда не составляет. Единственное, что приводит в смущение, так это то, что Тосисиро Обата сам никакого отношения к айки-дзюцу не имеет – это раз. Во-вторых, если судить по его книге, то айки-дзюцу – стиль, давно почивший в бозе, что явно не так. Наследников у Такеды Сокаку хватало и хватает. Кроме того, есть еще несколько ветвей дайто-рю айки-дзюцу, в том числе и ветвь, идущая от его современника, и одной из легенд Дзюдо Сиро Сайго известного, как Сугата Сансиро. Причиной такого поведения Обаты, возможно, является чисто экономическая потребность раскрутить свое собственное направление, что тоже достойно уважения.
Итак, вкратце история стиля дайто-рю айки-дзюцу.

По преданию основоположником стиля являлся Минамото но Есимицу в период расцвета клана Минамомто примерно в начале 11 века. Старший сын Есимицу, Есикие, в дальнейшем основал свой клан, получивший название Кай-Гэндзи Такеда. Впоследствии искусство айки-дзюцу развивалось внутри этого клана, что вовсе не исключает наличия побочных и самостоятельных ветвей. После поражения в войне в 1582 году и отхода клана Такеда на второстепенные роли искусство было передано в клан Айдзу через Такеду Куницугу. Следует отметить, что в самом клане Такеда искусство айки-дзюцу никуда не делось, просто Такеда Куницугу, который перешел в клан Айдзу, был официальным его носителем, то есть получил право его представлять. В самом же клане Такеда искусство продолжало передаваться от отца к сыну, поэтому официальная история дайто-рю айки-дзюцу продолжалась в клане Айдзу.

Клан Айдзу в свою очередь в 1868 году потерпел поражение в бою с императорскими войсками (кто смотрел «Последнего самурая», имеет некоторое представление о балансе сил), в итоге в живых остался очередной и последний в клане Айдзу полномочный представитель стиля Сайго Таномо. С этого момента начинается современная история стиля.

Таномо Сайго, очевидно, планировал передать стиль своему приемному сыну Сайго Сиро, однако не сложилось – Сайго Сиро подружился с Дзигоро Кано и решил в дальнейшем популяризировать и продвигать в массы не архаичное и никому в тот момент ненужное айки-дзюцу, а современное и динамично развивающееся дзюдо. Таномо Сайго попал тем самым в критическую ситуацию – стиль оказался на грани забвения. Поэтому его взгляд обратился на одного из представителей клана Такеда, который благополучно дожил до двадцатого века, Такеда Сокаку. Такеда Сокаку к тому времени имел хороший стаж занятий кэн-дзюцу в школе Оно-Ха-Итто-рю, где и получил мэнке кайдэн, изучал бо-дзюцу у своего отца. Тосисиро Обата указывает, что он с детства изучал дзю-дзюцу у своего деда Соэмона Такеда. Вопрос, который задают в таком случае в Дайтокане – одной из современных штаб-квартир дайто-рю айки-дзюцу – какое именно дзю-дзюцу он у него изучал? Естественно, что все то же айки-дзюцу, которое никуда из семьи Такеда не исчезло, а спокойно передавалось от отца к сыну.

Далее Таномо Сайго за шесть(!) месяцев передал Такеде Сокаку все свои знания и сделал его своим наследником в плане развития стиля дайто-рю айки-дзюцу. Сами понимаете, что за 6 месяцев даже очень одаренному ученику много не передашь. Передача была возможна только в том случае, если этот ученик уже владеет этим стилем. Тогда можно передать ключевые секретные техники и довести уже имеющийся базис до мастерского уровня, чем Таномо Сайго, судя по всему, и занимался с Такеда Сокаку.

Такеда Сокаку в свою очередь путем проведения многочисленных семинаров для сотрудников силовых ведомств только официально обучил несколько тысяч человек. Очень уважаем он был среди сотрудников полиции, где регулярно преподавал. Кстати, по этой причине полиция часто закрывала глаза на мелкие и не очень мелкие инциденты с его участием (драка с рабочими – один из них). Кстати, тяжелые ранения, которые Такеда получил в этой драке, объяснялись не столько количеством противников (около 50), сколько их качеством. Дело в том, что большую часть криминальных элементов, из которых и набирали дорожных рабочих, составляли не абы кто, а бывшие самураи, которые до падения сёгуната ничего кроме как воевать не умели, а после так ничему и не научились. После окончания войны они остались не у дел, вот и подались кто куда, в том числе и в уголовщину.

Благодаря своему мастерству, хорошему знакомству с силовиками и не шибко легкому характеру Такеда Сокаку обожал портить отношения с представителями официальных органов, следивших за развитием боевых искусств в Японии. Примером может быть история Токимуне Такеда (его сына), которого отец послал вместо себя на встречу для того, чтобы договориться о проведении очередного семинара для полицейских. На встрече присутствовал местный мастер будо с 5 даном, который, узнав, что Такеда Сокаку не имеет даже кю, не говоря уже о дане, полез выяснять отношения. Такеда Токимуне, тогда еще подросток, уладил конфликт с помощью парочки болевых, после чего мастер долго извинялся (но как говорят в одном анекдоте, осадок остался).

Благодаря широкому продвижению в массы искусства дайто-рю айки-дзюцу этот стиль оказал большое влияние на развитие многих стилей. Корейский ученик Такеда Сокаку Чой Енсоль стал основоположником хапкидо. Кстати, если судить по видеозаписям Чой Енсоля, которые я нашел в интернете, он давал дайто-рю айки-дзюцу в практически неизмененном виде. Чой Енсоль был весьма лоялен к стилю, о чем говорит его история. Во время возвращения в Корею у Чой Енсоля украли чемодан с документами, в том числе с сертификатом, дающим право преподавать айки-дзюцу. Чой Енсоль после этого занялся … разведением свиней, хотя мог зарабатывать преподаванием БИ, которые в этот момент в Корее были очень популярны. Только случайная драка позволила Чой Енсолю вернуться к преподаванию айки-дзюцу, но под другим наванием. Современный же вид хапкидо, судя по всему, придали уже его ученики. В Японии, кстати, факт, что у Чой Енсоля были права на преподавание айки-дзюцу, никто не оспаривает. В то же время, если я правильно понял, некоторые мастера хапкидо сейчас открещиваются от своих японских корней.

Родственным айки-дзюцу стилем является и известный и уважаемый сейчас стиль хакко-рю. Взаимоотношениям же айки-дзюцу и айкидо, я думаю, стоит уделить отдельное время, потому как там хватает темных мест. В настоящий момент между наследниками Такеда Сокаку идет борьба за то, кто же из них является законным наследником. О том, кто с кем выясняет отношения, я считаю, писать некорректно. Кстати, в Японии сейчас живет и здравствует линия айки-дзюцу, идущая от Сиро Сайго, который успел-таки оставить после себя учеников, несмотря на свое увлечение дзюдо.

Остается добавить только то, что все вышеизложенное было записано со слов моего сэнсея Султана Садвакасова, а он в свою очередь узнал это во время обучения в Дайтокане в период пребывания в Японии.
Продолжение следует.

С уважением, Сергей Ли (Shade)

Син И Цюань (Синъи Цюань)

Син и цюань (Синъи цюань)
Примечание: чаще в сети интернет можно встретить написание "синьи" или "синь и", т.е. как слышим, так и пишем. Правильнее же о данном стиле будет писать так - "синъи" или "син и".

Син и цюань подобен вальсу – в нем несколько простых движений, которым легко научится. И как в вальсе, на основе этих простых движений построены сотни вариаций, возможности применения которых бесконечны.

Основа стиля – это прежде всего работа с сознанием, постижение себя, обретение внутренней силы. Если противник превосходит вас физически, вы можете выехать за счет техники.
Читать дальше
Однако если противников 3-4, да ещё если дело произошло (не дай бог) ночью на заваленной кирпичом и шифером стройплощадке, вы можете рассчитывать только на чистое сознание, которое чисто от ограничений восприятия. Только техникой, ремеслом тут не обойтись. И уж никаких штампов типа «правильно-неправильно» тут быть не может. Это не значит, что в стиле отсутствуют тренировки силы, скорости и техники. Все это есть, особенно в начале обучения.

Но работа с сознанием, естественно, в первую очередь. Объединение тела и ума. Целостность, включающая все аспекты жизни. Это базис син и как школы внутренней. Однако принципы внутренней школы ничуть не противоречат «взрывной» теории cин и. Основой классического синъицюань является "усинцюань" ("кулак пяти первостихий"). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: "цикл взаимопорождения" (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и "цикл взаимоподавления" (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз, дереву – пробивающее движение, воде – буравящее движение снизу вверх, огню – взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой, земле – поперечное блокирующее или сваливающее движение.

"Шиэрсин" ("формы двенадцати животных") составляют второй после "усинцюань" крупный раздел синъицюань. Чтобы выжить в мире жестокости и насилия, животные начиная с рождения, вынуждены развивать в себе качества, позволяющие им защищаться от других животных и прочих природных опасностей. Все дикие животные обладают подобными инстинктами и чувствами, позволяющие им охотиться и вести борьбу за выживание. Эти способности требуют физической силы, природного, основанного на инстинктах и интуиции сознания и подвижного, настороженного духа. Тигру нужны не только сильное тело и когти, но и дух, заставляющий остальных животных его бояться. Мы, люди, утратили большую часть этих природных инстинктов, чувств и боевых способностей, сохранившихся в животных. Чтобы возродить эти способности в целях защиты, мастера боевых искусств древности прибегли к имитации боевой техники и духа, так появились шиэрсин («Формы двенадцати животных»).

В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань - лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских – целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. "Двенадцать животных" – это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь. "Десять животных" – это дракон, тигр, петух, орел, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.

По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется "семь ударов" или "семь кулаков". Это удар вперед, удар назад, удар в верхний уровень удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или "деревянном человеке". Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца – "глазом феникса", а также пальцами и ладонью. Любая атака это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жесткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.

Несколько тактических принципов Синъи цюань:
1. Когда соперник атакует вас, ваш шанс — оставаться в пределах досягаемости!
Ослабление защиты неизбежно во время атаки. Возьмите это на вооружение и своевременно контратакуйте. Всегда оставайтесь на расстоянии 1 шага от соперника. Знайте свою дистанцию и тайминг. Имейте в виду: никогда не ждите атаки со стороны соперника. Вы должны двигаться вперед, вынуждая соперника атаковать, иначе у вас не будет шанса нанести контрудар. Блокируйте удар так, чтобы незамедлительно нанести контрудар, иначе выбор времени будет неудачным.
2. Настойчивое и постоянное нападение с высокой скоростью
Сопернику просто «прочитать» одиночные приемы. Поэтому необходимо маневрировать, подсекать и нападать до тех пор, пока бой не будет закончен. Атака сбоку наиболее результативна в поединке с крупным соперником. Имейте в виду: очень важно удерживать соперника в пределах досягаемости. Запугайте его скоростью и волей при помощи агрессивных атак. Это поможет ослабить его защиту, и вы сможете атаковать его «изнутри».
3. Маневрирование с целью подавления своеобразия соперника.
Исполнение приема из стационарного положения помогает сопернику предугадать ваши намерения. Постоянное движение поможет плавно сократить дистанцию и нанести удар без потери времени. Потому важно развивать ту работу ног, которая подходит вам. Используя постоянные перемещения, вы сможете свести на нет все его усилия результативно атаковать вас. Сделать это можно либо за счет надежного прикрытия области нанесения удара, либо посредством заманивания и последующего контрудара. Делая атаки соперника нерезультативными, опережая его на шаг, вы сможете одержать победу. Имейте в виду: маневрирование требует крепких мышц ног и устойчивости. Варьирование области нанесения ударов наиболее эффективно во время атаки.

Почему сантиши

1) Гун фа.
Ну, во-первых, нужно четко понимать: сантиши – не стойка в ее обычном понимании, в нее не становятся, как в боксерскую. Сантиши – это опорная точка, которая служит для понимания тактики и стратегии стиля. Кроме того, это форма чжуангун.
2) Тактика и стратегия.
Синъи – стиль контратакующий, основанный на применении вертикального круга, а динамика заточена для боя на близкой дистанции. Усилия взрывные, короткие. Основа – вход на короткую дистанцию с одновременным накатыванием. То есть даже если вы видите атаку, это реакция на действия противника, опережающая его инициативу. Более того, сам способ принятия сантиши из уцзи есть реакция на действия противника: подъем, вращение, переворот.
В конце концов осознание сантиши должно быть внутри вас – снаружи вы можете стоять как угодно…
3) Техника.
Все знают, что синъи вышло из копья, а если работать с копьем, то сразу осознаешь, что оптимальны здесь либо различные вариации стойки всадника, либо сантиши. Стойка-выпад с упором на переднюю ногу должна быть кратковременной, иначе велик риск, что вас выдернут за ваше же копье, да и моментов свободы перемещений здесь гораздо меньше. Движущая сила образовывается благодаря мощному толчку опорной ноги, который выталкивает корпус вперед. Суть движения состоит в толчке опорной ноги: чем резче это делается, тем быстрее корпус движется вперед, тем проще осуществить вход. Образовавшаяся за счет толчка энергия идет от ног к спине, плечам и рукам.

Для того чтобы энергия от ног переливалась плавно, без задержек, необходимо, чтобы стопы были связаны с поясницей, а поясница с кистями рук при помощи натяжения (5 луков), пониманию которых опять же проще обучить при помощи сантиши, которая сама по себе представляет один большой лук (тут мы опять же возвращаемся к стратегии стиля, направленного на контратаку).

Соединение энергии толчка стопой с энергией вращения поясницей максимально развивают движущую силу. При опоре на переднюю ногу такой толчок совершить затруднительно – требуется иная механика и, соответственно, иная тактика. Поэтому стойку с упором на переднюю ногу используют стили атакующий стратегии. Если же стиль направлен на контратаку, глупо грузить переднюю ногу, которой вы, скорее всего, будете встречать противника, «прорезать» его атаку и которая, скорее всего, будет атакована первой, и убрать ее в этом случае (так как именно она загружена) будет затруднительно.

Размышления об Син и цюань.
1) Три усилия Син и: явное, тайное, изменяющееся.
2) Усин – пять первоэлементов.
3) Шиэрсин 12 животных образов.
В старых трактатах по синъицюань подчёркивается: "Кулачное искусство синъи имеет три слоя смысла, имеет три шага мастерства, имеет три метода тренировки".

Если углубиться в смысл этой фразы, то первое, что приходит на ум, – это теория трех усилий. Первое усилие, называемое явным, предназначено для закладывание будущей основы стиля и укрепления тела. Это этап, когда ученик видит лишь внешние проявления приемов, и за этим внешним довольно-таки часто для него незаметен внутренний смысл внешне таких простых и незамысловатых движений усин. Ученик смотрит по сторонам, ищет секретные приемчики, собирает техники, опытный учитель одергивает его и возвращает к безыскусной простоте. Первый этап – самый тяжелый и горький для ученика: болит тело, мечется разум. Это как рождение новой жизни. Тренируется тело и сознание. По окончании этого этапа в теле ученика формируется целостное усилие, выброс силы становиться взрывным, но понимание еще грубое, тело жесткое, движения явные – это то, что китайцы называют «мин цюань», явный кулак.

Если явное усилие строит каркас, то тайное изменяет ваши мышцы: тело становится упругим, как резиновый мячик, движения приобретают плавность и легкость. Усилие становится тонким: буквально как острие китайского гибкого меча цзян, который может изогнуться и проскользнуть в любую щель в обороне противника. К «вай гун», внешней работе, прибавляется «нэй гунн», работа внутренняя. Наряду с укреплением тела вы укрепляете и стабилизируете нервную систему. Понимание становится более тонким, движения спонтанными, проявление усилия мягким. Но это еще не мастерство… В наше время многие люди пытаются овладеть тайным «ань», минуя явное «мин». Это невозможно, без фундамента не поднимешь стены, без тяжелой работы над внешним «вай» не познать внутреннего «нэй».

Когда ученик начинает осознавать, что без явного невозможно тайное, приходит время изменяющегося усилия. В это время сознание возвращается к пустоте, а движения вновь становятся простыми и безыскусными. Павлиний хвост различных техник и ухищрений сворачивается, возвращаясь к усин. Но это уже настоящее боевое искусство: Кулак и Дао сливаются, и эти простые и безыскусные движения наполняются такой внутренней силой, что боец может убить противника одним движением тела. Да и противника как такового нет, есть одушевленное препятствие, которое убирают с помощью мягкого изменения, прилипая к агрессивным движениям противника и заставляя его терять силы, проваливаясь в пустоту. Работа с «хуа», изменяющимся усилием, способствует омыванию костного мозга и общему оздоровлению. Внутренняя работа становится основным, боевая наработка – составляющим. Происходит изменение личности: ни внутреннего, не внешнего не существует, жесткое и мягкое взаимно просачиваются. И тогда начинаешь понимать, что существует одно усилие, из которого вычленяют явное и тайное.

С той поры, как в теории синъицюань появилась концепция трёх видов усилия (явного, тайного и трансформационного), она была воспринята и многими другими стилями. Это не только три метода тренировки и три вида усилия, это также процесс подъёма от низшего уровня к высшему. В процессе этого подъёма не существует чётко оформленных границ отдельных этапов, просто по мере накопления некоторого количества происходит скачкообразный качественный переход.

Размышление об усин.
Пять первоэлементов или пять видов энергии: дерево, огонь, земля, металл, вода. Они находятся в благоприятной позиции – взаимопорождения либо не в благоприятной – взаимопреодоления. Теорией пяти первоэлементов в направлениях син и обьясняют взаимодействие пяти органов тела человека, а также теорию единого усилия, которое проявляется через один из пяти видов действия. Усин сяншэн – "взаимопорождение пяти первостихий".
Усин сянкэ - "взаимоотрицание пяти первостихий". Согласно даосской космогонии, все явления мира обусловлены взаимопорождением и взаимоподавлением пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. По этим типам взаимодействия выстроены два вышеназванных комплекса. При "цикле взаимопорождения" земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю, при "цикле взаимоподавления" земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю. Существует пять основных действий, которые отождествляются с каждым из первоэлементов. В них выражаются ключевые принципы синъ и, и проявиться каждый из них может только опираясь на остальные.

Металл соответствует круговому рубящему усилию. Называется пи (рубить).
Усилие в рубящем кулаке.
В рубящем кулаке направленная вперёд-вниз рубка – это использование оседающего усилия локтей с последующим добавлением толкающе-выбрасывающего усилия за счёт оседания плеча и распрямления руки. В этом усилии основное – сила ног, поясницы и плеч, это совместное усилие методов перемещения и методов действий корпусом. Это использование толчка земли задней ногой, броска тела вперёд и подачи поясницы и плеча.
Движение рук в рубящем кулаке соответствует принципу «рука поднимается и буравит, рука опускается и переворачивается». Поднимания и опускания рук, сгибания и выпрямления рук, маршрут перемещения, линия движения – нигде нет прямого выхода и прямого возвращения, руки везде идут по дуге эллипса. Поднимается и буравит – кулак, опускается и переворачивается – ладонь. На этой эллиптической траектории надо обращать внимание не только на то, чтобы по этой линии двигались кулак или ладонь, надо следить ещё и за траекторией движения локтей. Локти должны плотно прижиматься к рёбрам; выпрямляется ли рука вперёд, возвращается ли назад, локоть должен проходить вплотную к рёбрам, тереть по рёбрам.
Рубящий кулак – это основа, через которую ученик понимают базовую концепцию стиля, концепцию вертикального круга.

Дерево соответствует прямому удару кулаком – бэн цюань. Вместе с пи цюань они представляют пару противоположностей и являются двумя самыми явными первопринципами. Бэн цюань – пробивающий удар.
Китайское слово бэн значит "растягивать, развивать, выпрямлять, расширять с силой". Форма бэн цюань относится к дереву. Словно стрела, выпущенная умелой рукой, движется этот удар к цели. Старые трактаты по кулачному искусству гласят: «Продвигаешься вперёд с выбросом кулака – сначала приклейся к средним вратам»; «коль стопа наступает в средние врата атакуя его место – это волшебный приём, от него трудно защититься»; «в методах ударах сначала надо обращать внимание на корпус: если руки и ноги достигают одновременно, то метод правильный’’. Перемещение с продвижением вперёд – это атака с приклеиванием к средним вратам, атака промежности противника, атака с выходом за ноги противника. Сближение телом – это приближение вплотную к корпусу противника. Старые трактаты по кулачному искусству разъясняют: «удар человека, словно родственный поцелуй, смотришь на человека, как на полынную траву». Сможешь ли придвинуться вплотную к противнику, зависит ещё и от смелости, нужно сформировать в себе убеждение «одним ударом – наповал».

Цзуань цуань – сверлящий или буравящий кулак. Форма цзуань относится к воде. Вода, просачивающаяся в любую щель, соответствует ввинчивающемуся усилию. Исходя из конструкции движений буравящего кулака видно, что там имеется в виду бой на ближней дистанции. При атаке буравящим кулаком происходит сближение с противником вплотную, разрушение его защитной линии и атака. При применении буравящего кулака на практике самая важная техника – буравящее движение вверх. Удар буравящим кулаком снизу вверх соответствует «апперкоту» из бокса. Нужно полностью реализовать силу поясницы, скрутку поясницы и подачу плеча. Ну а выполняет ли другая рука загребание, подпирание, блокирование, давит вниз или вспарывает вверх, зависит от обстоятельств. Надо лишь, чтобы в моём ударе присутствовало усилие буравящего кулака, и тогда неважно, будет это буравящее движение прямо вверх, буравящее движение по диагонали прямо вперёд, буравящее движение по диагонали влево или буравящее движение по диагонали вправо – всё это будет являться методом «буравящий кулак». Неважно, если рука будет слишком согнута в локте или слишком выпрямлена, если буравящий кулак достигает цели, то это хороший удар. Основной принцип – поражение цели, основной принцип – достижение результата. Потому, «проясни метод и не сковывайся методом, освободись от приёма и не иди против приёма». Нужно добиваться полной реализации индивидуальных данных и достоинств техники, следовать желаемому сердцем.

Огонь вместе с водой составляют вторую пару противоположностей и имеют изменчивую структуру. Огонь соответствует усилию взрыва и выражает скорей не конкретным приемом пао цюань (пушечный удар), а типом усилия, которое относится к общим принципам стиля, когда боец движется во взрывной манере. Технически это отводящий блок с одновременным ударом рукой. Взрывной выброс происходит за счет скручивания в пояснице на закрытии кай и раскручивании на открытии хэ. Это и создает особое упругое усилие взрыва.

Земля – основной принцип, объединяющий четыре остальных. Реализуется движением хэн цюань.Технически хэн цюань – поперечный удар. Слово хэн означает «пересекать, двигаться в бок, вырываться через сторону». Оно также имеет значение двух сил, действующих в противоположных направлениях, чтобы уравновесить друг друга.

Форма хэн цюань – это центр, с которым связаны стратегии инь и ян остальных четырёх кулаков. Кулаки Пяти Первостихий (Усин цюань) надо рассматривать не как боевые методы, а как методы работы с усилием. К примеру, тренировка Рубящего Кулака (пи цюань) очень стандартизирована, однако в бою абсолютно неважно, что конкретно я использую – ладонь, кулак или локоть, если усилие направлено сверху вниз и вперед, движение относится к Рубящему Кулаку. Или рассмотрим Обрушивающий Кулак (бэн цюань). Если я бью вдоль прямой линии, соединяющей одну точку с другой, то это бэн цюань, вне зависимости от того, выше он выполняется или ниже. То же самое относится и к Буравящему Кулаку (цзуань цюань): ваше движение должно содержать в себе сверление, чтобы быть отнесенным к цзуань цюань. Усин – это пять разных методов использования усилия, а не просто отдельные техники; от вас зависит, какие конкретно части тела вы применяете в бою при использовании одного из этих усилий и как вы их комбинируете.
В старом варианте было всего три кулака. Старые Три Кулака – это цзуань (сверление), го (накатывание) и цзянь (наступление вперед). Я думаю, что это пи (рубка), цзуань (сверление) и бэн (обрушивание). Если проанализировать Кулаки Пяти Первостихий, то легко убедиться, что пао цюань (пушечный кулак) – это на самом деле бэн цюань (обрушивающий кулак) с дополнительным движением другой рукой; хэн цюань (поперечный кулак) очень напоминает цзуань (сверление). Поэтому я считаю, что Старыми Тремя Кулаками должны быть пи-цзуань-бэн. Это простейшие и быстрейшие техники синъи. Пао цюань (пушечный кулак), хотя и подобен бэн цюань (обрушивающий кулак), но он подчеркивает скручивающее движение поясницы, не столь очевидное в бэн. Хэн цюань (поперечный кулак) может исполняться многими разными способами, включая хэн внутри, хэн в одноименном шаге, хэн в разноименном шаге, парный хэн, выполняемый обеими руками, и многие другие, добавляющие специфичные характеристики поперечному кулаку. Поэтому основными являются бэн, пи, цзуань. Два остальных кулака были придуманы мастерами, чтобы техника соответствовала пяти первоэлементам, а также для более узкого выделения усилий, характерных для двух дополнительных кулаков, что облегчает обучение учеников. При долгой практике пяти кулаков начинаешь понимать, что основа всего – это шар и его качества. Динамика заточена для боя на близкой дистанции и вплотную (работа плечами. бедрами и животом – то, что преподается в последнюю очередь, ибо требует хорошо проработанного тела). Усилия – у ученика, выглядящие длинными, при росте мастерства становятся очень короткими. И все тело начинает напоминает накатывающийся шар...

"ФОРМЫ ЖИВОТНЫХ" – ШИЭРСИН.
В этой статье мы рассмотрим двенадцать форм животных, которые называются шиэрсин, т.е. "двенадцать форм". Шиэрсин обычно изучается после пяти кулаков. В шиэрсин входит форма дракона, форма тигра, форма обезьяны, форма лошади, форма водяного дракона, форма петуха, форма ястреба, форма ласточки, форма змеи, форма птицы тай, форма орла и форма медведя. Син – это внешняя форма, которая противостоит внутреннему содержанию вещей. Внутри дао проявляет себя в образах (сян), а снаружи в формах (син).

Китайцы говорят: «Не гонись за формой, стремись наполнить дух и смысл движений».
Русский язык различает тождественность и подобие, в Китае оба понятия обозначаются одним и тем же иероглифом тхун. Считается, что, "набрав" характерные внешние признаки животного, я становлюсь этим животным – из подобия перехожу в тождественность. В школах и направлениях син и данный раздел традиционно считается одним из самых старых методов кодификации техники, который выражался в подборе принципиальных для стиля вариантов защитных и атакующих действий, чью идею символически выражал «образ» – сянь какого-либо животного. Каждое животное из комплекса связано с определенным набором легенд, каждому животному приписываются определенные свойства характера. Каждое упражнение из форм двенадцати животных – это, по сути, маленький комплекс цигун, в котором каждому движению присущ свой тип дыхания. Выполняя движения, мы не играем в животных и не имитируем их, мы внутренне перевоплощаемся в их образы.

Идеи и образы заключенные в 12 формах:
Лун – дракон – взмывает в небеса, погружается в пучину, символизирует общую идею стиля. Дракон – это мифологическое животное, его тело принимает формы ловко, мягко, прочно. Дракон может подпрыгивая взмывать в воздух, может гордо плыть. Поэтому используют идею «Тело Дракона». Принципиально в форме рассматривается круговое движение рук и ног снизу вверх со скручиванием корпуса и последующим опусканием вниз.
Ху – тигр бросается на добычу, символизирует храбрость и решительность. Тигр взирает пристально, поднимаясь и опускаясь, взгляд устрашает состоянием духа. В син и цюань эта форма выражается упругим собиранием тела с приседанием на обеих ногах, «проглатывая атаку противника с последующим мощным броском вперед и встречным толчком.

Обезьяна (хоу): спина обезьяны представляет положение изогнутого лука. Некоторые обезьяны мчатся, некоторые прыгают, всегда естественно изгибая спину, и раскрываются в прыжках. Изогнутость – это правило накапливающего движения, разворачивание – это правило освобождения натянутого лука. Поэтому используют сущность «спина обезьяны». В форме проводится идея подвижного ускользания и активного маневрирования вокруг него.
Лошадь (ма): мчится по дороге, демонстрирует настойчивость и трудолюбие. Свое название форма получила из-за длинного «мчащегося» шага и из-за характерного положения кулаков напоминающих положение рук наездника, удерживающего поводья.

Цзяо лун (водяной дракон): плывет в воде, извиваясь, демонстрирует живость и подвижность. Идея данной формы заключена в применении блоков, подобных облачным рукам в тайцзи и ускользанию от противника при помощи шага.
Цзи син (форма петуха): крепкие ноги петуха – основа прочного погружения, одна нога подпирает подобно стоящему дереву: подпирающему тысячу цзиней, и от этого имеет название «одиноко стоящий золотой петух». Нижние конечности человека – основа для всего тела. Прочная основа является самым важным для перемещений и действий кулака, поэтому и применяют принцип «ноги петуха». Один из принципов стиля, относящийся к шести основным принципам.
Яо син (форма ястреба): манера выполнения данной формы очень подвижна и изменчива, символизирует вращения и уклоны телом для проникновения в оборону противника.
Янь син (ласточка): символизирует легкость и изменения уровней движения, идея применения – это подсекающее движение ладонью с оседанием в низкую стойку.
Шэ син (форма змеи): символизирует принцип кай-хэ, закрытия–раскрытия. Подобно змее, тело бойца скручивается и распрямляется в пояснице, парируя атаки противника и контратакуя его.
Тай: обрушивается сверху парируем атаку сверху, контратакуем снизу.
Ин син (форма орла): орел на охоте, добывая пищу, хватает, главное – это когти. Перед применением захвата нужно ударить рукой, орлиные руки тверды, сила заключена в корне крыльев, метафорически это сравнивают с руками (от плеча до кисти) человека. Смысл заключен в «истоке, корне» ударов ближнего боя, а также содержит суть фланговых ударов. Орел имеет искусство сворачивания (обертывания) крыльев, поэтому в кулачных методах это «руки». Также относится к основным шести принципам.
Сюн син (форма медведя): медвежье тело огромно, гордое положение величественно, поворачивание в поясничном отделе является его основной осью движения. Поэтому применяют принцип «поясница медведя». Медведь имеет уверенное усилие, поэтому в кулачных методах это «поясница».
Каждая часть арсенала син и цюань создавалась в процессе улучшения искусства. В син и цюань присутствует баланс между жесткостью и мягкостью и 12 форм демонстрации этого баланса.

С чего начинается движение (О Боевых Искусствах и Спорте)

Гибкое и сильное тело – залог качественной техники, да и в обычной жизни подвижное тело лучше больного.

Однако восточный подход здорово отличается от западного. Западный подход делит тело на сегменты и развивает его сегментарно. На востоке же предпочитают объединять тело в единое целое. А для этого нужно определить центр тела и научится с ним работать. Это очень долгая и трудоемкая работа, требующая упорства и терпения от адепта. Награда не приходит сразу: через год, три, десять лет – здесь зависит от способностей конкретного ученика, ну и, конечно, желания учителя с ним работать.
Читать дальше
Задача учителя в этом случае, с одной стороны, невероятно проста, с другой, также сложна. Простота задачи заключается в том, что нужно всего лишь объяснить ученику, что любое его движение начинается из центра тела.

Однако сложность здесь состоит в том, что тело должно быть объединено в одной точке, тогда как у обычных людей это самое тело разорвано на сегменты. Это при выполнении любых сложносоставных движений приводит к излишней затрате мускульной силы, потере равновесия, падения скорости и четкости движения. Поэтому здесь задача учителя с помощью специальных упражнений добиться объединения тела, а с помощью парной работы – осознания этого объединения.

В западных спортивных дисциплинах внимание этому практически не уделяется, и та специальная физическая подготовка, которую обычно делают спортсмены, прежде всего направлена на отработку движений, которые приняты в данном виде спорта (то есть являются узкоспециальными), а не для развития всего тела.

«Позвольте!»- скажут мне, - «А разве общефизическая подготовка не направлена на развитие всего тела?».

Безусловно, ОФП развивает общую выносливость, силу, скорость, но делает это за счет общего тонуса мышц, речи здесь о связывании тела в единую конструкцию не идет, или идет поскольку постольку.

В результате мы видим спортсменов, которые некоторое время своей соревновательной жизни «вылезают» за счет банальной «физухи», молодости и генетической предрасположенности к тому или иному виду контактных единоборств, а потом всю оставшуюся жизнь лечатся от травм. Тело и сознание спортсмена ограничено определенными двигательными стереотипами, даже если речь идет о миксфайте, боевом самбо или спортивном джиу-джитсу. Причина здесь не в наличии или отсутствии приемов или технических действий, а в изначально ограниченной программе, которую закладывают на стадии обучения. Вы развиваете определенные мышцы и определенную схематику движений, что в свою очередь накладывает ограничения на вашу технику, особенно в уличной драке, в условиях дефицита времени.

В результате мы имеем двигательные клише: боксерское, борцовское. И даже если боец занимается рукопашным боем, включающим и ударную, и борцовскую технику- он все равно либо борец, либо боксер. Отдельные гениальные индивидуумы не в счет, они – лишь исключение, подтверждающие правило. А самого правила (то есть системы) нет, потому как система требует длительной работы над изменением самого тела, а это время, которого у спортсменов нет, и поэтому им проще выехать на собственном здоровье (точнее проще тренерам, спортсменов никто не спрашивает). Недаром те же спортсмены говорят, что физкультура лечит, а спорт калечит.

Однако для тех, кого интересуют мордобойные навыки, спортивные контактные единоборства довольно-таки часто бывают предпочтительней. Это прежде всего связано с достаточно быстрой схемой обучения, что в свою очередь обусловлено ограниченной программой развития тела, постоянной конкуренцией на соревнованиях.

И, таким образом, хочешь ты этого или нет, тело вынуждено приспосабливаться к постоянному прессингу в ходе спаррингов и, соответственно, получать определенные навыки самозащиты. И в этом заключается ловушка для людей со стороны. Во-первых, наблюдая за соревнованиями, все отождествляют себя с победителями и никто с проигравшими, так уж устроено наше сознание. Все видят чемпионов, забравшихся на вершину пирамиды вследствие своего необычайного здоровья, прошедших через множество спортивных схваток, расплачиваясь тем же здоровьем, но никто не хочет видеть основания пирамиды– мальчишек, у которых не оказалось этого самого таланта. Никто не думает о тех, кто закончил спортивную карьеру из-за травм, так и н став чемпионом. Также мало кто задумывается над тем, что все эти красивые спортивные схватки – далеко не улица, где спортивный навык ведения боя может как помочь, так и помешать.

Спорт кормит сам себя, и весьма часто за счет тех, кто этот спорт представляет. По сути своей спортивные контактные единоборства – в малой степени обучение, в большей степени – селекция, в которой здоровые особи выплывают наверх, больные и слабые остаются внизу. В ТБИ же (я здесь не беру в расчет различные фитнес-версии, которых в последнее время расплодилось великое множество) каждый ученик – это личность, которую плавно проводят через изменения тела и духа. Обучение проходит довольно-таки долго и нудно, для современных мальчишек, избалованных скоростью и зрелищностью спорта, это огромный минус. Поэтому обычно потребителями ТБИ (я опять же не беру в расчет фитнес-версии) становятся спортсмены, по той или иной причине ушедшие из спорта, но не желающие выпадать из обоймы, четко осознающие недостатки и достоинства спортивных направлений. И мальчишки, для которых по тем или иным причинам дорога в спорт оказалась закрытой, а научиться себя защищать хочется.

Для чего сделан этот сайт....

Всегда есть те, кто читает художественные книги, есть те, кто предпочитает научно-популярную литературу, и есть люди (в Америке их, например, большинство), которые смотрят комиксы.

Если мир мордобоя разделить на три слоя общества, то это будут спортсмены, традиционщики и «любители комиксов».

Если с первыми двумя группами все более-менее ясно, то на третьей мы остановимся поподробней.
Читать дальше
Итак, любители комиксов заняты поиском «секретов», которые, по их мнению, должны облегчить им жизнь. Чтобы ничего не делать и при этом все было.
Им приятно соотносить себя с боевыми искусствами, но при этом к спортсменам они не хотят (там можно схлопотать по морде на соревнованиях). У традиционщиков для них слишком долго и скучно. А они желают побыстрее, ждут великих учителей, откроющих им необычайные секреты, с помощью которых можно всех побеждать. Так они и кидаются из секции в секцию, из школы в школу, из стиля в стиль.

Большая часть «любителей комиксов» живут в интернете. Они с видом знатоков обсуждают теории, методики, стили. Рассказывают друг другу о своих необычайных подвигах. У этих людей есть идейные учителя и вдохновители, которые убеждают их, что можно обучиться по книжкам, видеозаписям, сидя перед экраном компьютера.

Таким образом, в наше время складывается новая идеология – идеология интернет-обучения самозащите. У этой идеологии (как, впрочем, и у любой другой) уже есть свои положительные и отрицательные герои, примерам которых рьяно следуют новообращенные адепты. Мы можем как угодно относиться к этому явлению, но оно есть.

Идеология – великая сила! Кто-то может сказать, вера – разновидность идеологии. Я не согласен. Вера предписывает принять нечто за догму, и у людей умных часто возникает вопрос, а почему именно так? Идеология же объясняет, почему именно так. Единственная деталь – идеология должна быть гибкой и вовремя убирать сомневающихся.

Закостеневшие идеи, творцы которых не в состоянии приспособиться к новым реалиям жизни, неминуемо ведут систему к краху. Увы, ярлыки, даже самые яркие и красивые, со временем тускнеют, а играющая по кругу симфония даже самого гениального композитора начинает угнетать. Я считаю себя достаточно умным, чтобы быть выше любой идеологии.

Поэтому, сталкиваясь с подобными людьми, обычно задаю им несколько вопросов:
1. Стал бы Майк Тайсон Майком Тайсоном без своего тренера, занимаясь с помощью интернет-обучения?
2. Довольно-таки часто ученик не понимает, что от него хочет учитель даже в зале во время тренировки. И до того, пока он правильно изобразит даже самое простое движение (например, прямой удар), проходит немало времени.
Каким образом вы собираетесь это понимать, сидя перед экраном компьютера?
3. Неужели вы всерьез считаете, что ваше многочасовое сидение за компьютером полезнее двухчасовой тренировки, не важно по какому стилю?
Если вы честный человек и не дурак, вы ответите достаточно однозначно. Тем не менее существует огромное количество людей, считающих, что стоит прочитать какую-либо статью или книжку, можно с важностью поучать других, открывая им секреты, расшифровывая ката и таолу, демонстрируя на видео и фото приемчики, противоречащие здравому смыслу.

Однако, глупо отрицать достижения цивилизации, нужно просто находить в них полезное. Чем же полезно интернет-общение для людей, интересующихся мордобоем?
1. Во-первых, таким образом можно найти подходящий для вас стиль, школу, инструктора.
2. Обмениваться мнениями по поводу преподавания того или иного стиля.
3. Учиться работать с теоретическим материалом.
4. Учиться грамотно и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
5. И помнить при этом: никакая теория не заменит практической работы в зале с грамотным инструктором.

Итак, я ушел с форума господина Сенчукова Ю.Ю., чтобы создать свой личный, потому как считаю, что людям нужно объяснять множество специфических моментов, касающихся теории, но в то же время не заниматься профанацией и «упрощенчеством», такая тупиковая методика: макдональдцев от кунг фу и так вполне достаточно.

Естественно, я не против того, чтобы люди, читающие данные строки, пришли ко мне тренироваться. Однако прежде всего этот ресурс предназначен для ознакомления с различными взглядами на технику, тактику и стратегию различных стилей. Для обмена методами и методиками подготовки учеников.
И если вы с помощью данного ресурса найдете грамотного инструктора (пусть это буду не я), я буду рад и моя работа будет сделана. Если же вы сами являетесь грамотным специалистом, я тоже буду рад посещению моего сайта. Я учусь всегда, везде и у всех, поэтому добро пожаловать.
Кого я не буду терпеть, так это хамов, использующих ненормативную лексику, переходящих на личности и оскорбляющих других участников форума.