Боевые искусства

Муай Боран

Краби Крабонг

Ушу Синъицюань

Муай Боран - прародитель современного тайского бокса Муай Тай

Муай боран – прародитель современного тайского бокса муай тай, традиционный стиль боевого искусства Таиланда.
В переводе с тайского муай боран (มวยโบราณ) означает «древний бокс».

Если классический современный тайский бокс называют «наукой о восьми конечностях», то муай боран в народе имел название «науа ауют», что в переводе означает «девять орудий».
Подробнее
«Наука о восьми конечностях» предполагает использование восьми сочленений человеческого тела: двух кулаков, двух локтей, двух колен и двух стоп. «Девять орудий» же включают в себя помимо того также технику нанесения ударов и других воздействий головой. Такие отличия обусловлены прежде всего историческим контекстом возникновения и развития этих стилей. Муай боран изначально был разработан как прикладная система рукопашного боя, которая активно использовалась в борьбе против бирманских оккупантов. Таким образом, муай боран – это армейская система рукопашного боя, в отличие от современного муай тай, который является продуктом урезанных правил проведения поединков по традиционному тайскому боксу.

Муай тай изначально затачивался под соревновательный режим. Так, из многогранного боевого искусства муай боран трансформировался в вид спортивного единоборства с множеством технических ограничений. Регламент правил муай тай разрабатывался с учётом беспокойства о здоровье бойцов, поэтому все опасные для жизни техники были исключены: военные приемы уступили место гражданским.

В наши дни школы, где бы преподавали традиционные стили, встречаются довольно редко даже в самом Таиланде. В некоторых школах современный Муай Тай выдают за муай боран, прося за это немалые деньги. В последнее время интерес к муай боран значительно возрос. Это связано с выходом фильма «Онг Бак» с Тони Джаа в главной роли, который как раз представлял в картине традиционный боран.

Муай Боран, стиль Паак Клоонг


Мастером этого известного стиля был Аджарн Кимсейнг (Ajarn Kimsaing) из города Аютхая (Ayuthaya). Аджарн Кимсэйнг изучал муай аютхая (Muay Ayuthaya) у кру киао (Kruu Kiao). Затем он переехал в Бангкок, чтобы изучить международный бокс и муай паак клоонг.

Стойка в паак клоонг очень низка и компактна, с центром тяжести, расположенным между ногами. Оба колена согнуты, и все суставы направлены вперёд, готовые быть использованными как щит против любого наступательного движения. В паак клоонг кулаки располагаются один перед другим и выстроены в линию, перекрывая центр. Воины паак клоонг отлично владеют обеими сторонами и не отдают преимущества правосторонней или левосторонней стойке. Иногда передняя нога немного приподнята над землёй, выдвинута от себя, но при этом направлена вниз, в сторону противника. Работа ног в этом стиле очень интересна: когда боксер делает шаг, вместе с его ногой руки поднимаются в верхнюю оборонительную позицию. При следующем шаге руки опускаются в исходное положение.

Паак клоонг специализируется на атаках и блокировании локтями и коленями. Каждая рука и нога согнуты даже во время атакующих движений. Конечности никогда не разгибаются полностью. Что интересно, в отличие от остальных стилей там часто работают с концепцией шара. Таким образом, муай боран паак клоонг не ограничивает себя только одномерной борьбой (удары из стойки). Если борьба перейдет на землю, то и в таком случае воин может сражаться эффективно. В реальной схватке зачастую сражаться приходится с несколькими противниками одновременно, тут и нужна концепция круга.

Еще одной особенностью является изучение принципа 4-4. Это четыре движения локтя, которые могут быть как защитными, так и атакующими, и четыре движения колена, которые исполняют ту же функцию. Впоследствии движения локтем разворачиваются в удары и защиты кулаком и открытой рукой, а движения коленями – в удары и защиты ногами. Существует четыре движения локтем: снаружи внутрь, изнутри наружу, снизу вверх, сверху вниз, и то же самое коленями. Эти базовые восемь движений разворачиваются в восемь движений руками-ногами. Например, в этом направлении нет строго прямого удара рукой, как в боксе есть движение снизу вверх или сверху вниз, так же и с прямым ударом ногой и т.д.

Работа ног – быстрая и короткая. В некоторые моменты масса тела перемещена полностью на одну ногу. Боец паак клоонг использует скользящие движения, что позволяет переходить в любой момент к атаке. Нападения в паак клоонг очень скоростные и легкие, и атаки приходят со всех возможных углов. Поскольку стиль паак клоонг – старый традиционный стиль, то в него заложено много буддистских концепций. Боксеры паак клоонг практиковали медитацию, изучали и изучают буддизм в его индийской трактовке, которая весьма отлична от китайской.

Занятия паак клоонг проводятся в традиционном, систематическом стиле. Обучение начинается с базы: сначала ученики изучают, как защитить себя, используя блок или подставку (менее уязвимых мест), уводы в сторону, покрывающие и открывающие движения до тех пор, пока не станут достаточно опытными и не смогут достаточно уверенно защитить себя от нападения. Затем начинается изучение расширенных методов муай тай, называемых лук-маи (Look-Mai). Эта черта традиционного муай тай отличает его от современного (мейнстрим) вида, где боксёр обучается нападению, используя исключительно удары ногами, руками, направленные на единственного оппонента, и наоборот, защите, где, надеясь на собственные физические возможности, боксер будет принимать удары руками и ногами от противника. Напротив, старые стили муай тай ориентированы на то, чтобы сам стиль гарантировал защиту и, тем самым, человек был защищён всё время от какого бы то ни было вреда, не допуская прохождение ударов и не опираясь на надежду о том, что он окажется физически крепче противника.

Идеи, техники, внесенные в муай тай через мудрость великих учителей прошлого, являются крайне разрушительными и содержат множество методов, включающих уловки, расширенные и базовые техники. Все эти методы могут расширяться фактически до бесконечности. Изучение этого разрушительного боевого искусства делает человека упорным, решительным, а сознание при этом – ясным и спокойным. Муай боран (старый муай тай) использует не только кулаки, ноги, колени и локти, что мы обычно видим в современном муай тай, но и такие забытые элементы, как броски, прессинг, захваты, замки, ломания суставов (Toom-Tup-Jub-Huk), которые ничуть не менее опасны, чем бросковые техники в других военных искусствах. Это те методы, которые мы не видим в современном муай тай, также как и способы падения, направленные на то, чтобы можно было быстро и легко встать, перекаты по земле, техника "ползания" (Lom-Look-Klook-Klan), которые необходимы в случае перехода боя на землю.

Паак клоонг также обучает вооруженному стилю, сосуществующему вместе с рукопашной подготовкой, известному обычно под названием краби-крабонг (“меч и палка”), который фактически предполагает использование короткого и длинного оружия. Это боевое искусство требует использования мечей двумя руками, ножа, шеста или палки, короткой палки, также, как и всего другого старого традиционного тайского оружия, обучающих мастеров владения которым сейчас очень трудно найти. Всё это – истинная комбинация всех традиционных тайских военных искусств.

Одним из учеников Аджарна Кимсейнга был этнический бирманец Прасертак Пучитван, который пришел к Аджарну уже состоявшимся бойцом, владеющим техникой бирманского бандо. Это в свою очередь наложилось на технику паак клоонг и несколько изменило стиль, как бы округлило его, придало ему большую сферичность за счет убирания углов, изначально присущих технике муай тай. Также это добавило в методику обучения упражнения парной работы, которая до того не практиковалась в муай тай, например, упражнения липкой паутины, представляющей собой различные прилипания к атакующим конечностям.

Принцип шара включает в себя концепцию круговой защиты и нанесение ударов по различным круговым траекториям, вместе эти траектории образуют замкнутую сферу: очерти круг и сделай его продолжением себя, пусть сила твоя хранит его целостность, как хранишь ты собственное тело. Сделай так – и станешь непобедимым. Ибо лишь отмеренное количество врагов может переступить границу твоей целостности. Сила же вставшего на путь – безгранична.

Мелкая работа ног: чем мельче твои шаги, тем быстрее ты двигаешься, тем легче управлять собственным телом.
Четкая постановка стопы: чем четче ваш шаг, тем уверенней вы себя чувствуете, тем сильнее ваш удар, ибо удар опирается на шаг.
Беспрерывность движений: вы должны избавляться от работы рапирного типа, присущей спортсменам, то есть уколол – отскочил, подскочил – снова уколол; подобная тактика хороша при бое один на один, во время работы с группой такая тактика опасна для вас, поэтому ваши движения должны быть непрерывными, как будто вы плетете паучью сеть.

Липкая паутина: конечность, которую тебя атаковала, желательно не отбивать, а прилипать к ней и переводить в положение, неудобное для противника.

Краби Крабонг – тайское фехтование

Краби крабонг («мечи и палки») – традиционная техника тайского фехтования. Изначально в традиционных боевых искусствах Таиланда не было разделения на рукопашную технику и технику боя с оружием. Это было единым боевым искусством - па кху ют.

Впоследствии па кху ют разделилось на многочисленные стили рукопашного боя (муай чайя, муай корат, паак клоонг и другие), которые сейчас зовут одним общим словом – муай боран, школа же фехтования стала менее распространена и получила свое название.
Подробнее
Сохраняя традиции тайских боевых искусств, в нашем клубе мы изучаем краби крабонг вместе со стилем паак клоонг (муай боран).

Тем самым, мы стремимся вернуться к изначальному объединенному боевому искусству – рукопашный бой, фехтовальная техника.

В программе раздела краби крабонг изучается палка и азиатский нож.

Ушу Синъицюань

Синъицюань в дословном традиционном переводе означает «кулак формы и воли». Еще синъи можно перевести как «проявленная воля» или «воплощенное намерение».

Синъицюань сложился в 18 веке в провинциях Шаньси, Хэбэй и Хэнань. Эти провинции были банковским центром средневекового Китая, через них проходило множество торговых и караванных путей. Стиль формировался как стиль для охранников караванов и банков и телохранителей, в которых именно там была большая нужда.
Подробнее
Требовалась боевая эффективность и при работе с традиционным длинным оружием, и при работе без оружия, и при том относительная простота приемов, поскольку готовить бойцов нужно было быстро.

В синъицюань, в отличие от многих других стилей ушу, до настоящего времени «боевая составляющая» не просто сохранилась, но и является обязательной частью подготовки. Если говорить о форме, то здесь существуют одиночные и парные комплексы, без оружия и с оружием (копье, меч-цзянь, меч-дао, палка-гунь) разной степени сложности.

Стиль можно разделить на пять основных направлений: синьицюань семьи Дай (линия Дай Лунбана), синьилюхэцюань (линия Ма Сюэли), "хэнаньский" синьицюань, "хэбэйский" синъицюань (идущий от Лю Циланя и Го Юньшэня – учеников Ли Лонэна провинции Хэбэй), "шансийский" синъицюань (идущий от Сун Шижуна и Че Ичжая – учеников Ли Лонэна провинции Шаньси). Все стили, относящиеся к синъи/синьи/синьилюхэ/люхэсиньи/цюань, построены на одних и тех же внутренних принципах. Однако, при полной тождественности "внутренней сути" внешние формы и базовая техника заметно разнятся в разных направлениях. Синъицюань отличают простые, экономные и вместе с тем весьма эффективные в практическом применении приемы. Внешне стиль кажется несложным, однако он заслуженно считается одним из самых непростых стилей китайского ушу. Синъицюань многослоен. Для того, кто начинает изучать его как средство самозащиты, он выглядит крайне жестким и жестоким. Боевые техники предполагают безжалостное подавление любой агрессии. Однако постепенно, по мере того как внешняя работа сменяется внутренней, приходит понимание того, что жесткость синъи – это лишь наружная, видимая форма, а ее внутреннее наполнение – мягкость, текучесть, расслабление тела и покой сознания, при которых только и возможна мгновенная и адекватная реакция на действие противника.

По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется "семь ударов" или "семь кулаков". Это удар вперед, удар назад, удар в верхний уровень, удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или "деревянном человеке". Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении и очень редко – с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца – «глазом феникса» –, а также пальцами и ладонью.

Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз (пи), дереву – пробивающее движение (бэн), воде – буравящее движение снизу вверх (цзуань), огню – взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой (пао), земле – поперечное блокирующее или сваливающее движение (хэн). Поначалу бывает сложно понять, что это не набор базовых приемов, а пять разных принципов внутреннего построения движения, пять типов «выброса усилия». На основе этих принципов строится весь многообразный технический арсенал синъицюань. По представлениям традиционной китайской медицины, движения, соответствующие «пяти первостихиям» синъицюань, связаны с определенными каналами и внутренними органами человека. Практикуя их, мы гармонизируем и стабилизируем работу организма, восстанавливаем энергетический баланс, увеличиваем энергетический потенциал. С этим в значительной степени связан и мощный оздоровительный эффект синъицюань. Ни одна система цигун (как и синъицюань) не лечит болезни, она только мобилизует те силы организма, за счет которых можно вылечиться.

«Шиэрсин» («формы двенадцати животных») составляют второй после "усинцюань" крупный раздел синъицюань. Чтобы выжить в мире жестокости и насилия, животные, начиная с рождения, вынуждены развивать в себе качества, позволяющие им защищаться от других животных и прочих природных опасностей. Все дикие животные обладают подобными инстинктами и чувствами, позволяющие им охотиться и вести борьбу за выживание. Эти способности требуют физической силы, природного, основанного на инстинктах и интуиции сознания и подвижного, настороженного духа. Тигру нужны не только сильное тело и когти, но и дух, заставляющий остальных животных его бояться. Мы, люди, утратили большую часть этих природных инстинктов, чувств и боевых способностей, сохранившихся у животных. Чтобы возродить эти способности в целях защиты, мастера боевых искусств древности прибегли к имитации боевой техники и духа животных, так появились шиэрсин («Формы двенадцати животных»). В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань – лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских – целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. "Двенадцать животных" – это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь. "Десять животных" – это дракон, тигр, петух, орел, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.

Также в синъицюань на определенных этапах обучения изучаются различные комплексы форм: «усин лянь хуань цюань» (соединенная техника пяти первоэлементов), «цза ши чуй» (техника совмещенных ударов), «сы ба» (техника четырех соединений), «ба ши» (техника восьми поз), «ши эр хун чуй» (техника 12 поперечных ударов), «ба цзы гун» (работа восьми знаков), «син и цзу хэ цюань». Парные без оружия: «саньшоупао», «аньшэньпао» (пушечный удары, сохраняющие тело). С традиционным оружием: комплекс с саблей «лю хэ дао», «лянь хуань гунь» (объединенная техника шеста).

Тактика и стратегия стиля
Основная боевая позиция в синъи – сантиши. Синъи – стиль контратакующий, основанный на применении вертикального круга, а динамика заточена для боя на близкой дистанции. Усилия взрывные, короткие. Основа – вход на короткую дистанцию с одновременным накатыванием. То есть даже если вы видите атаку – это реакция на действия противника, опережающего его инициативу.

Внутреннии концепции:
1. Отказ от формы, атака-защита в одном движении;
2. Сначала шаг, затем удар;
3. Неразрывность дыхания-движения;
4. Сверхскорость – мелкие движения ногами дают более быстрые движения руками;
5. Наполнение – опустошение;
6. Прилипание – всверливание;
7. На одну руку противника – две своих;
8. Движения из дань тянь;
9. Концепция пустоты;
10. Пульсация.
Позвоните нам
Андрей Пасий, мастер